Дети по своей натуре - любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень важно поддержать и направить их интерес, чтобы помочь развитию ключевых компетенций.
Опытно-исследовательская деятельность очень помогает это делать, ведь знания, полученные в процессе такой работы, гораздо лучше откладываются в долговременную память, да и сама деятельность более мотивирована и эмоционально окрашена. То, что ребенок "пропустил через свои руки", запоминается более надежно. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Именно поэтому мы решили первую неделю февраля, когда на улице бушуют лютые морозы, посвятить экспериментированию и назвали её «Мы – юные исследователи». В рамках недели была проведена опытно-исследовательская деятельность во всех возрастных группах.
В младших группах дети совместно с воспитателем исследовали свойства предметов: твёрдый – мягкий, гладкий – шершавый, холодный – тёплый, мокрый – сухой: «Волшебный материал», «Угадай что?».
В средних группах дети узнали о свойствах воды и песка. Смогли провести эксперименты с окрашиванием воды, узнать цвет и вкус воды, а также узнать различные состояния воды (жидкость, снег, лёд). И даже поиграть с разноцветными кубиками льда: «Свойства воды», «Что растворяется в воде?», «Изготовление цветных льдинок».
А ещё исследовали свойства песка: сухой - сыпучий, мокрый – липучий: «А мы сеяли песок», «Песочные часы».
В старших группах в экспериментальной деятельности дети могут обойтись без помощи взрослого, но под чутким их руководством: «Какие предметы могут плавать», «Волшебный круг», «Как пар превращается в льдинки?», «Разноцветные фантазии».
В подготовительной группе дети проводят опыты и эксперименты самостоятельно: сами выдвигают гипотезы, проводят эксперименты, фиксируют и оценивают результаты: «Волшебная рукавичка», «Мы – фокусники».
Опытно-экспериментальная деятельность – это очень увлекательное, интересное и необычное занятие для наших детей. Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, учёным, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.
И кто знает, может быть кто-нибудь из них станет настоящим учёным или изобретателем?..
****
Пинигина Ирина Александровна, воспитатель