Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. То есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Для этого, дорогие родители, предлагаем вашему вниманию рубрику от учителя-логопеда
«С детьми играем – речь развиваем!»
«ВЕСЁЛЫЕ ИГРЫ С ЯЗЫЧКОМ»
Думаю, все продвинутые мамы знают, что подобные игры любят дети и ценят логопеды, так как они помогают развивать речь.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА будет уместна уже тогда, когда малыш станет интересоваться окружающим миром. Задача взрослых - показать, что можно делать с помощью органов речи. Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать.
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться даже годовалый малыш – это дутье. В этом вам поможет обычная свечка. Потом можно попробовать дуть в дудочки, раздувать мыльные пузыри, сдувать пёрышки, вату, снежинки из салфеток, листочки из бумаги.
Итак, на чём можно осваивать навык дутья:
Задувать свечку;
Дуть в дудочку;
Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
Надувать мыльные пузыри;
Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
С помощью этих упражнений мы формируем речевой выдох и тренируем круговую мышцу рта.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – упражнения для тренировки языка, губ, щёк, нижней челюсти, отвечающих за правильное произношение звуков, чёткость дикции. Эти упражнения повышают подвижность органов речи, помогают ощущать и запоминать движения органов артикуляционного аппарата. Если не все движения будут получаться у ребёнка, можете помочь ему, направляя его язык с помощью своих чистых рук или черенка ложки.
Попробуйте поиграть с малышом перед зеркалом в такие игры:
«Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
«Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
«Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
«Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
«Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
«Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
«Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
Рот открою я немножко.
Губы сделаю «окошком»
Зубы верхние смотри:
Чищу язычком внутри.
«Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
«Улыбнись лягушке». Натяните на руку игрушку-лягушонка, который умеет широко открывать рот. «К тебе пришла лягушка — ква-ква-ква, подари ей свою улыбку — да-да-да». Во время этой игры ребенок должен улыбаться, поэтому, попросите его улыбнуться лягушке. «Замечательно! А сейчас покажи лягушке, какой ты у нас серьезный! Вот молодец! И снова подари лягушке радостную улыбку. Вот умничка!».
Подражаем мы лягушкам-
Тянем губки прямо к ушкам
«Хоботок». Сложите губки трубочкой и поиграйте в слонёнка.
Буду подражать слону
Губы хоботом тяну!
В процессе подобных игр старайтесь удивлять и завлекать малыша, и вскоре желаемый результат обязательно будет достигнут!
Играйте в весёлые игры с язычком со своим малышом!!!
Учитель-логопед Шабалина Марина Юрьевна