Версия для слабовидящих

Как дела со словарным запасом?


В словаре 6-7 летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы. Одним из критериев достаточного словарного запаса является знание так называемых видовых или обобщающих понятий: мебель, овощи, фрукты и т.д. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, побольше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.

 Будущий первоклассник совершенно свободно общается с окружающими – со взрослыми, с детьми. На какие только темы не рассуждают дети! Родители часто удивляются: "Откуда ребёнок всё это знает?" Долгое время вы считали своего ребёнка маленьким, и вдруг (или не вдруг) выясняется, что он способен поговорить практически на любую тему, научился точно подбирать нужные слова. Во-первых, ребёнок слушает и слышит речь окружающих его людей. Во-вторых, каждый день, каждый час ребёнок узнаёт что-то новое, что-то пробует, набирается опыта. Рассказывая, он старается выражать свои мысли яснее, связывает причину и следствие, делает выводы. То есть ходили не просто к врачу, а к окулисту, ехали не просто в машине, а в "Опеле", купили не просто обувь, а кроссовки. Ребёнок уже может объяснить, кем работает мама, что она делает на работе. Не удивляйтесь, если услышите, как он, играя, пользуется словами, которые обозначают профессиональную деятельность взрослого!

Становятся понятными для ребёнка и слова, употребляемые в переносном значении: метафоры, сравнения, абстрактные, отвлечённые понятия. "Небо хмурится. Море заволновалось", - говорит ребёнок. Меньше трудностей у него и с подбором синонимов, антонимов. Использование развёрнутой, свободной речи позволяет заметно выросший словарный запас.

Ребёнок должен свободно описывать картинку, игрушку, предмет, давать характеристику различным явлениям, уметь передавать содержание сказки, фильма, спектакля. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пересказывать текст – не просто перечислением событий, а именно повествование, в котором соблюдается логическая последовательность изложения, законченность мысли.

Ребёнку теперь доступен не только рассказ, но и объяснение и анализ.

Как же проверить, соответствует ли словарный запас дошкольника требованиям возрастной нормы? Предлагаемые игровые задания помогут оценить объём и качество словарного запаса Вашего ребёнка.

1. Назови одним словом.

Чашка, тарелка, кастрюля.

Пирамидка, кукла, мячик.

Сапоги, туфли, тапки.

Ананас, яблоко, груша.

Морковь, картошка, лук.

Кровать, стул, шкаф.

Кофта, куртка, платье.

Автобус, самолёт, мотоцикл.

Курица, гусь, утка.

Голубь, ласточка, воробей.

Коза, корова, лошадь.

Медведь, волк, заяц.

2. Скажи, какие ты знаешь: фрукты, ягоды, одежда, дикие животные, дикие птицы, насекомые, мебель, транспорт, игрушки, цветы, овощи, грибы, обувь, домашние животные, домашние птицы, посуда, деревья.

3. Признак предмета.

Скажи, какой может быть данный предмет? Например, яблоко: круглое, крупное, красное, крепкое, спелое, садовое, сладкое. Можно предложить подобрать признаки к следующим предметам: кот, стол, озеро, глаза, дом, лопата, тарелка, облако, лодка и т.д.

4. Подбери слова, близкие по смыслу:

Умный – мудрый, разумный, сметливый, рассудительный, смекалистый, понятливый.

Большой – огромный, громадный, гигантский, объёмистый, здоровенный.

Ласковый – нежный, внимательный, заботливый, приветливый.

Добрый – чуткий, доброжелательный, отзывчивый.

Смелый – храбрый, бравый, отважный, героический, бесстрашный.

5. Подбери слова, противоположные по смыслу: весёлый - ..., горький -..., радостный-..., крепкий - ..., высокий - ..., редкий - ..., сытый - ..., мягкий - ..., сильный - ..., узкий - ..., гладкий - ..., толстый - ..., старый - ..., щедрый - ...

6. Назови, что делают: топор, пила, метла, утюг, ворота, ножницы, тостер и т.д.

7. Назови, кто какие звуки издаёт: утка крякает, коза ..., собака..., кукушка..., гусь..., волк..., комар..., муха..., свинья..., корова..., кот..., лягушка..., ворона..., курица..., голубь..., воробей..., ёжик..., лошадь...

8. Назови, кто чем занят: доктор лечит, учитель..., продавец..., уборщица..., строитель..., воспитатель..., певец..., танцор..., фотограф..., писатель..., художник..., маляр..., водитель..., режиссёр..., пианист...

9. Объясни, что означает.

Идёт снег, значит снежно. Льёт дождь, значит, ... Дует сильный ветер, значит... На улице мороз, значит... На небе тучи, значит... За окном туман, значит...Летает пыль, значит... Сияет солнце, значит... Вокруг сумрак, значит...

Приведённые примерные задания позволят вам в общих чертах представить объём словаря вашего ребёнка. Вы можете и сами добавить что-нибудь важное и интересное и оценить, по силам ли ребёнку справиться с вашим заданием.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени
625031 Тюменская область, город Тюмень, проезд Шаимский,18а
Телефон: 8 (3452) 47-05-26
Эл. почта: madou172@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: