Познавательно-творческий проект "Путешествие в страну Этикетию"
Тип проекта: познавательно-творческий
Сроки реализации: долгосрочный проект
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители, узкие специалисты.
Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности. Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.
Данный проект предполагает увлечь ребят не только художественным оформлением, игровыми моментами, но и разными творческими заданиями. Так, ребятам предлагается карта страны Этикетии с волшебными улицами, по которым им предстоит путешествовать. За выполнением заданий на разных этапах следят сказочные герои и хозяйка страны Этикетии – королева Аккуратница.
Таким образом, ребёнок вовлекается в игровую сказочную форму проведения мероприятий, направленных на формирование хороших манер и привычек, воспитание культуры общения, на формирование внутренних качеств. Правила этикета, изложенные в доступной форме, легко усваиваются через выполнение интересных и красочных игровых заданий.
Цель: знакомство с правилами этикета.
Ожидаемым результатом является расширение знаний о этикете, о соблюдении его, воспитание положительных качеств. Повышение культуры межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общая социальную зрелость детей.
Реализация проекта
Создание предметно-развивающей среды
Весь проект поделен на этапы, позволяющие прожить ситуации, с которыми ребенок чаще всего сталкивается в реальной жизни. С помощью королевы Аккуратницы, которая предлагает ребятам совершить путешествие по волшебным улицам страны Этикетия, ребята поочерёдно проходят все этапы проекта. В день задания ребята получают письмо с указанием действий по маршруту. Свои успехи ребята фиксируют на карточках достижений: клеят красочные наклейки.
Станция «Ворота в страну «Этикетию»
Презентации, беседы об истории возникновения этикета.
Станция «Общительная»
Цели этапа: изучить и закрепить речевые формулы, применяемые в процессе знакомства, приветствия и прощания, учитывая разные возраста (ровесники, взрослые); дать понятия мимики и пантомимики, применяемые в процессе общения людей; отработать использование вежливых слов.
Форма проведения: подвижная игра «Давай познакомимся», загадки, беседа о важности вежливых слов, игры на приветствие-прощание в разное время суток, тренинговые упражнения на определение эмоций, которые человек выражает с помощью мимики и пантомимики во время знакомства (приветствия, прощания); ежедневная отработка в группе вежливых слов.
Станция «Чистота и порядок»
Цели этапа: объяснить важность соблюдения личной гигиены; формировать представление детей о труде и самостоятельности; привить навыки ухода за гардеробом, соблюдения чистоты и порядка.
Форма проведения: беседа о правилах соблюдения личной гигиены, мастер-класс «Чистенькие зубки», День чистых рук, встреча с Мойдодыром, сюжетно-ролевая игра «Что надеть?».
Станция «Мы в гостях»
Цели этапа: рассказать о значимости ритуала похода в гости; сформировать представление детей о правилах поведения в гостях; научить детей правилам приема гостей; объяснить важность выбора подарка, его оформления, а также правильного получения и вручения подарка.
Форма проведения: сюжетно-ролевая игра «Идём в гости», сказка «Зачем нужны друзья?», мастер-класс
«Упаковка подарка», беседа о том, какие подарки уместно дарить, а какие нет.
Станция «Едим красиво»
Цели этапа: объяснить значимость владения правилами столового этикета; познакомить воспитанников с основными столовыми приборами и посудой, изучить назначение и способ применения каждого; закрепить правила поведения за столом.
Форма проведения: беседа о правилах сервировки стола, работа с наглядным материалом, игра «Званыйужин», викторина «Что чем едим?»
.
Станция «Моя семья».
Цели этапа: дать представление детям о труде и самостоятельности; закреплять основные бытовые навыки; изучить основные обязанности в семье; определить возможные детские обязанности по дому.
Форма проведения: беседа о необходимости помощи взрослым, загадки, сюжетно-ролевая игра «Мама, папа, я – дружная семья», презентация своей родословной.
Литература
1. Арушанова А. Г. Истоки диалога. – М. : Мозайка – Синтез, 2013
2. Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. – М. : Мозайка, 2004
3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 2008
4. Богуславская Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2017
5. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. – Воронеж, 2009
6. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. : Издательство Дом, 2016
|