Версия для слабовидящих

Речевые пятиминутки


Речевые пятиминутки
 – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. 

1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

увеличить амплитуду движений;

уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

2. Упражнение на развитие дыхания,высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

3. Упражнения по развитию мелкой моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.


4. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи
.

5. Упражнения по развитию общей моторики. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.


ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ


Тема: "ОСЕНЬ"

- Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Разговор деревьев»

Говорит дуб – «Д-Д-Д. !» (низким голосом). Молвит березка - «Т-Т-Т!».

- Развитие мелкой моторики

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибать по одному пальчику)

Вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку (спокойно положить руки на стол)

- Речевая зарядка

Любит осень жёлтый цвет:

С жёлтым дождиком рассвет,

Пожелтевшую траву

И опавшую листву,

Листьев жёлтые страницы,

Улетают когда птицы.

Погрустить любит с утра

Осень - жёлтая пора.

- Координация речи с движением

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

(легкий бег по кругу)

(присесть)

(легкий бег по кругу)

(присесть)

Тема: «Сад. Фрукты»

-  Артикуляционная гимнастика

«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

- Развитие речевого дыхания и силы голоса

Увидели очень большое яблоко – «0-0-0!». Какая огромная груша – «У-У-У!».

- Развитие мелкой моторики

Тема: «Фрукты»

Мы с закрытыми глазами

Фрукты выбирали.

Их потрогали, поели –

Сразу угадали.

Мягкий, сладкий был банан.

Очень кислый был лимон.

Сладкий, сочный апельсин,

Нам попался лишь один.

Яблоко гладкое,

Хрустящее и сладкое.

И на вкус приятная,

Груша ароматная. (Загибают пальцы на руке, перечисляя фрукты)

- Речевая зарядка

Так бывает каждый год:

Весною ранней он цветёт,

И будто солнышка привет,

Его душистый нежный цвет.

Ароматен он, пригож

И на солнышко похож.

Привлекает пчёл и ос

Мой любимый абрикос

- Координация речи с движением

«В сад»

В сад с друзьями мы пошли,

Много фруктов там нашли.

Сливы, груши мы сорвали.

Яблоки все отыскали.

Фрукты мы с друзьями мыли,

Их в кастрюлю положили.

Варим вкусный мы компот.

С нами кто его попьет?

Всем нальем мы не стесняйтесь,

Подходите, угощайтесь! Дети ходят по кругу

Поочередно тянутся вверх правой и левой руками.

Наклоняются вниз.

Имитация движений.

Одной рукой держат кастрюлю, второй перемешивают.

Смотрят направо –налево.

Наливают компот, качают головой.

Машут в направлении к себе одной рукой, затем другой рукой.

Тема: «Наш город»

- Артикуляционная гимнастика

«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

- Развитие речевого дыхания и силы голоса

Большой дом - «Ах!» Маленький дом – «Ух»

- Развитие мелкой моторики

«Дом»

Стук -стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для ребят -

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

4. Речевая зарядка

Есть у каждого на свете

Свой родимый уголок

Для меня таким, поверьте,

Стал наш тихий городок.

Раньше я не понимала

И печалилась порой,

Если мама после сада

Нас вела пешком домой.

Мы экскурсий не хотели,

Мы хотели на качели!

Но теперь я стала старше

И проснулся интерес:

Про родной и славный город

Разузнать всё, наконец.

Каждый день я с нетерпеньем

Жду, когда пойдём гулять,

Потому что мама может

Обо всём мне рассказать:

Про скульптуры, монументы

И про памятник Победы,

Про спортсменов, мастеров,

Знаменитых земляков.

Я всё-всё про город знаю,

И теперь я понимаю:

Мы должны гордиться им,

Нашим городом родным!

- Координация речи с движением

«Мы по городу шагаем» Импровизация движений.

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем.

Светофоры и машины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.

Тема:«Транспорт»

- Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка» «Лопатка» «Качели» «Окошко»

- Развитие речевого дыхания и силы голоса

Гудит поезд - «Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машина - «Би-би-би-би».

- Развитие мелкой моторики

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

- Речевая зарядка

Шуршат по дорогам

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины.

А в кузове – важные,

Срочные грузы…

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна!

5. Координация речи с движением

«Машина»

Би-би-би (Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Гудит машина.

Тук-тук-тук- (Ритмично хлопают руками)

Мотор стучит.

-Едем,едем,едем,- (Ритмично потопывают ногами).

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу- (Потирают ладони)

Они шуршат.

Быстро крутятся колёса. (Делают ритмичную «вертушку» руками)

Та-та-та-

Вперёд спешат!

Тема:«Перелетные и зимующие птицы»

- Артикуляционная гимнастика

«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

- Развитие речевого дыхания и силы голоса

Снегирь: «Фью-фью-фью»

Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»

Синица: «Кик-кик-кик»

Воробей: «Чик-чи-рик»

- Развитие мелкой моторики

Тема: «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке. («зовущие» движения пальцев)

Приготовлю крошки, хлебушка немножко. (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, Ешьте макароны! (катающие движения руками)

-Речевая зарядка

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник — снегири, ярче утренней зари.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев —

стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог налетели семь сорок.

В воскресенье, воскресенье

Прилетел гонец

Весенний —

Путешественник-скворец, вот и песенке конец.

- Координация речи с движением

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

кружатся

приседают

почесывают пальчиками грудь

убегают на места

Сидя, взмахивают кистями рук


Тема: «Зима»

- Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка» «Трубочка» «Качели» «Лопатка» «Часики»

- Развитие речевого дыхания и силы голоса

Воет вьюга - «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Стихает вьюга - «С-с-с-с-с-с».

- Развитие мелкой моторики

Падал снег на порог (Дети медленно опускают руки на стол)

Кот слепил себе пирог (Прижимают ладонь к ладони)

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк. («Бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки

Не из снега, из муки. (Опять показывают, как лепят пирог)

- Речевая зарядка

Мороз колдует.

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

- Координация речи с движением

«Снеговик»

Давай дружок, смелей, дружок Дети идут друг за другом изображая, что

Кати по снегу свой снежок, катят перед собой снежный ком.

Он превратился в снежный ком, Останавливаются, «рисуют» двумя руками

И станет ком снеговиком «Рисуют» снеговика из трёх кругов

Его улыбка к светла Показывают руками на лице улыбку

Два глаза, шляпа, нос, метла Показывают глаза, прикрывают голову

Но солнце припечёт слегка- Ладошкой, показывают нос, стоят прямо,

Увы! И нет снеговика. Держат воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Пожимают плечами, разводят руками.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени
625031 Тюменская область, город Тюмень, проезд Шаимский,18а
Телефон: 8 (3452) 47-05-26
Эл. почта: madou172@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: