Дошкольное экологическое воспитание… Как много значений и смысла вложено в эти три слова …Появился «человечек», который в будущем сможет управлять нашей планетой, преображать, преумножать её богатства…
Мы, взрослые, понимая это, должны с самого раннего возраста окружить ребёнка миром, способным дать гармоничное, гуманное, экологическое развитие личности каждого жителя нашей планеты.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребёнка. Продуманная организация экологической развивающей предметно-пространственной среды способствует развитию мышления, логики, творчества, эмоций, чувств, обогащению знаний и умений; формирует правильное отношение ко всему живому, желание созидать, а не разрушать…
В 1989 году, когда шло строительство нашего детского сада, об экологии говорили «при случае», применяли «по-необходимости». Значение науки было преуменьшено. И насколько дальновидным оказался проект строительства Учреждения с наличием Зимнего сада, который дает большие возможности для формирования основ экологической культуры у дошкольников.
Дошкольный возраст – первый этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе бережное отношение к природе, окружающему миру, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Экологическое пространство Учреждения
Наш детский сад расположен в экологически чистом районе города Тюмени в окружении березовой рощи, вблизи находится сквер "Сад Дружбы", бульвар Шаимский и лесопарк имени Гагарина, что позволяет круглый год проводить целевые и пешие прогулки с воспитанниками и организовывать экскурсии, походы.
Район «Ватутино» - это спальный район с экологически благоприятными условиями проживания, без промышленных загрязняющих ОС зон.
Природа, в первоначальном её смысловом значении, встречает наших детей и их родителей каждый день по дороге в детский садик…Пение птиц, красавицы берёзы свежий воздух… Что может быть лучше при понимании и восприятии атмосферы экологичности территории нашего детского сада.
Пространственно-развивающая экологическая среда
В Учреждении имеется зимний сад это - богатейшее пространство для познавательного развития, где дети знакомятся с видовым разнообразием растений и живых существ, оборудована экологическая лаборатория для проведения простейших экспериментов по изучению природы.
Зимний сад – многофункциональное помещение, являющееся научно-познавательной лабораторией, творческой мастерской, музеем, гостиной, игровой и прогулочной территорией нашего ДОУ.
Особое место, важнейшее изначально в создании экосреды, занимает удивительный растительный мир. В нашем саду выращиваются экзотические растения и растения по программе разных возрастных групп. Созданные условия (свет, тепло, влажность) и возможности ухода за растениями позволили сгруппировать и закономерно расположить их по уникальным природным зонам нашей планеты.
У входа в зимний сад встречают растения, квалифицированные по условиям произрастания в субтропическую природную зону. Видовое разнообразие сохранено опытным путём и определено с точки зрения содержания и ухода (хорошее содержание не должно отнимать много времени, сил и внимания) и безопасностью для жизни и здоровья детей.
Возле южных солнечных окон хорошо расположился уголок пустыни, создав композицию из суккулентов. Многообразие кактусов, молочайных и специфических растений дают детям всех возрастов представления о жизни растений в экстремальных условиях существования. Схожесть внешнего строения, условий произрастания, а соответственно, и ухода за ними формируют у детей определённый перечень знаний и умений, связанных с многообразием растительного мира нашей планеты.
Дети могут не только наблюдать, сравнивать, описывать растительный мир зимнего сада, но и участвовать в экспериментах, опытах с ними, ухаживать за растениями (не только в группе), вести мониторинг по периодам, сезонам, фиксировать все изменения в альбомах (рисунки, фото и т.д.).
С ребятами старшего возраста для природных зон нашего зимнего сада были разработаны паспорта по уходу и содержанию растений. С помощью условных обозначений на них показано (особенно это важно для младших, средних возрастных групп), чем удивительны эти растения, и как за ними надо ухаживать.
Живой уголок. На фоне причудливых мозаик и деревянных скульптур, растений и животных дети познают все многообразие и красоту окружающего мира, знакомятся с обитателями Живого уголка: степной и морской черепахами, морской свинкой, волнистыми попугаями, рыбками, игуаной, и «домашними» животными: кроликом и хомяком.
Животный мир зимнего сада
Млекопитающие
1.Кролики.
Львиноголовый кролик-порода декоративных кроликов, выведенная в Бельгии. Голова покрыта длинной шерстью, тело коренастое, ушки короткие. Цвет меха может быть любым. Эти кролики чистоплотны, легкообучаемы и просты в содержании.
2.Морские свинки.
Представлены породой «Шелти или Силки». Родина-Южная Америка. Шерсть мягкая, растёт по направлению к хвосту. Это растительноядные животные, живут в норах. Продолжительность жизни 6-8 лет. Просты в содержании, легко приручаются, отзываются на кличку. Крепкие семьянины. Нельзя купать!
Птицы
1.Волнистые попугайчики.
Родина-Австралия. Хорошо летают и лазают по деревьям. Питание-семена трав, почки и молодые побеги, изредка-насекомые. Легко разводятся в неволе.
2.Попугаи Корелла.
Родина-Австралия. Средний размер -35см, вес-120грамм. Они очень удобны для содержания. Дружелюбны. Питание-зерновой корм + минералы, листья, ботва морковки. Опасны для них сквозняки и перепады температур.
3.Канарейки.
Родин а- Канарские острова. Содержат за красивое мелодичное пение. Питание: семена трав, зелень, яичный корм. Птенцов выкармливают оба родителя.
Пресмыкающиеся
1.Степная черепаха.
Наземное растительноядное холоднокровное животное. Водится в южных районах нашей страны. Растут медленно (на 10-м году становятся взрослыми). Живут 40-50 лет.
2.Болотная черепаха.
Водное хищное животное. Обитает в средней полосе России и на юге. Быстро бегает, хорошо плавает. Активны днём, ночью спят. Живут 20-30 лет. Питается мелкими водными обитателями (или кусочки мяса).
Рыбы
1.Золотая рыбка (вуалехвост).
Особь крупная, яркая, медленно плавает. Не боится человека. Нужен большой аквариум с температурой 20 градусов. Чётко выражены декоративные качества.
Растительный мир
Самой увлекательной совместной деятельностью является уход за растениями.
Цель: На основании имеющегося видового разнообразия дети могут наблюдать за растениями, сравнивать их между собой, ухаживать за ними, понимать их пользу и ценность.
Видовое разнообразие растений.
Цель: познакомить с разнообразием комнатных растений.
Оборудование и материалы:
Растения в уголке природы разнообразны по внешнему виду и строению и безопасны для детей. Они представлены следующими видами и особенностями:
Название растения
|
Особенность
|
Условия произрастания и ухода
|
Сансивьера
(«Щучий хвост»)
|
Красивые пёстрые мясистые листья. Лекарственное растение.
|
Выносливое растение, нуждается в притенении, умеренном поливе.
|
Зигокактус
(«Декабрист»)
|
Красивоцветущее. Необычные по форме листья и стебель.
|
Любит яркий рассеянный свет, не переносит перемещений, умеренный полив и регулярное опрыскивание.
|
Филодендрон стоповидный
|
Лиана. Красивые блестящие, разрезанные листья.
|
Не любит сквозняков. Любит полутень, умеренный полив и регулярное опрыскивание.
|
Хлорофитум хохлатый
|
Пёстрые листья, «живородящее». Лекарственное растение.
|
Любит влагу, притенение. Неприхотлив.
|
Сингониум
|
Вьющееся растение. Пёстрые, разрезанные листья.
|
Любит полутень, тепло, опрыскивание. Не переносит переувлажнения.
|
Пеперомия
|
Листья мясистые, гладкие, блестящие. Необычные цветки.
|
Теневыносливые растения. Любит умеренный полив и опрыскивание.
|
В нашем саду в целях своевременного и правильного ухода за каждым растением на их кашпо с помощью условных обозначений нанесены правила ухода за каждым и ценность для человека.
Предметы по уходу за растениями.
Цель: сформировать первоначальные навыки и умения по уходу за растениями, приучить к прилежанию и ответственности за результат трудовой деятельности.
Дети любят поливать, опрыскивать растения, протирать листочки, рыхлить почву. Каждому виду деятельности предназначены свои предметы ухода, инструменты для «обслуживания» растений, которые дети охотно используют в уголке природы.
Вид деятельности
|
Предметы по уходу
|
1.Полив
|
Леечки небольшие по размеру, салфетки.
|
2.Рыхление почвы
|
Деревянные палочки (не повредить корни), подставка под кашпо. (Хранение в закрытых ёмкостях).
|
3.Опрыскивание
|
Пульверизатор небольшой по размеру.
|
4.Протирание листочков
|
Губки, мягкие салфетки, кисточки (влажные и сухие), зубные щётки(детские). (Хранение в закрытых ёмкостях).
|
5.Пересадка, перевалка, посадка новых растений (с участием воспитателя, дети наблюдают).
|
Лопаточки, грабельки по уходу за комнатными растениями, кашпо и другие ёмкости, керамзит. (Хранение в закрытых ёмкостях).
|
6.Подкормка растений (выполняет только воспитатель, дети наблюдают).
|
Удобрение, ёмкость для разведения удобрения нужной концентрации. (Хранение в закрытых ёмкостях).
|
Трудовая часть уголка природы оборудована спецодеждой для детей, занимающихся деятельностью по уходу за растениями: фартучки, влажные салфетки.
Параллельно дети учатся разговаривать с растениями, сопереживать любым потерям. У нас есть в «детский садик», где мы выращиваем новые растения из сломанных побегов, «отпавших» частей растений.
Предметно-развивающая экологическая среда групп
«Уголок природы»
Самым распространённым экологическим пространством как формой организации зелёной зоны в детском саду являются групповые уголки природы.
В группе выбрается функционально-значимое место для уголка природы. Это хорошо освещённое пространство, со свободным доступом для трудовой деятельности, эстетически вписываемое в антураж групповой комнаты.
Цель уголка природы - это возможность ежедневного сосуществования ребёнка с объектами природы в разных видах и методах экологической деятельности и познания.
Задачи для небольшого пространства, занимаемого природной средой, целенаправленны и многофункциональны:
Познавательное развитие: сформировать первоначальные знания детей о природе, развивать мыслительные способности (память, логику, внимание, наблюдательность и т.д.).
Художественно-эстетическое: развивать умение ребёнка видеть красоту природы, совмещать с творческими способностями.
Воспитательное: сформировать эмоционально-положительное, нравственное отношение к природе (бережливость, заботливость, внимательность, любовь к родной природе).
Трудовое: сформировать первоначальные практические трудовые умения и навыки по уходу за растениями, ответственность за результат деятельности.
Здоровьесберегающее: создать экологически благоприятный климат в группе: увлажнение и обогащение кислородом, поглощение из воздуха вредных веществ. Наличие лекарственных растений.