Версия для слабовидящих

2017 - год ЭКОЛОГИИ

  ср., 05.04.2017




Дошкольное экологическое воспитание… Как много значений и смысла вложено в эти три слова …Появился «человечек», который в будущем сможет управлять нашей планетой, преображать, преумножать её богатства…

Мы, взрослые, понимая это, должны с самого раннего возраста окружить ребёнка миром, способным дать  гармоничное, гуманное, экологическое развитие личности каждого жителя нашей планеты.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребёнка. Продуманная организация экологической развивающей предметно-пространственной  среды способствует развитию мышления, логики, творчества, эмоций, чувств, обогащению знаний и умений; формирует правильное отношение ко всему живому, желание созидать, а не разрушать…

В 1989 году, когда шло строительство нашего детского сада, об экологии говорили «при случае», применяли «по-необходимости». Значение науки было преуменьшено. И насколько дальновидным оказался проект строительства  Учреждения с  наличием Зимнего сада, который дает большие возможности для формирования основ экологической культуры у дошкольников. 

Дошкольный возраст – первый этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе бережное отношение к природе, окружающему миру, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.



Экологическое пространство Учреждения

Наш детский сад расположен в экологически чистом районе города Тюмени в окружении березовой рощи, вблизи находится сквер "Сад Дружбы", бульвар Шаимский и лесопарк имени Гагарина, что позволяет круглый год проводить целевые и пешие прогулки с воспитанниками и организовывать экскурсии, походы.

 

Район «Ватутино» - это спальный район с экологически благоприятными условиями проживания, без промышленных загрязняющих ОС зон.

Природа, в первоначальном её смысловом значении, встречает наших детей и их родителей каждый день по дороге в детский садик…Пение птиц, красавицы берёзы свежий воздух… Что может быть лучше при понимании и восприятии атмосферы экологичности территории нашего детского сада.

Пространственно-развивающая экологическая среда

В Учреждении имеется зимний сад это - богатейшее пространство для познавательного  развития, где дети знакомятся с видовым разнообразием  растений и живых существ, оборудована  экологическая лаборатория для  проведения  простейших экспериментов по изучению природы.

Зимний сад – многофункциональное помещение, являющееся научно-познавательной лабораторией, творческой мастерской, музеем, гостиной, игровой и прогулочной территорией нашего ДОУ.


Особое место, важнейшее изначально в создании экосреды, занимает удивительный растительный мир. В нашем саду выращиваются экзотические растения и растения по программе разных возрастных групп. Созданные условия (свет, тепло, влажность) и возможности ухода за растениями позволили сгруппировать и закономерно расположить их по уникальным природным зонам нашей планеты.

У входа в зимний сад встречают растения, квалифицированные по условиям произрастания в субтропическую природную зону. Видовое разнообразие сохранено опытным путём и определено с точки зрения содержания и ухода (хорошее содержание не должно отнимать много времени, сил и внимания) и безопасностью для жизни и здоровья детей.

Возле южных солнечных окон хорошо расположился уголок пустыни, создав композицию из суккулентов. Многообразие кактусов, молочайных и специфических растений дают детям всех возрастов представления о жизни растений в экстремальных условиях существования. Схожесть внешнего строения, условий произрастания, а соответственно, и ухода за ними формируют у детей определённый перечень знаний и умений, связанных с многообразием растительного мира нашей планеты.


Дети могут не только наблюдать, сравнивать, описывать растительный мир зимнего сада, но и участвовать в экспериментах, опытах с ними, ухаживать за растениями (не только в группе), вести мониторинг по периодам, сезонам, фиксировать все изменения в альбомах (рисунки, фото и т.д.).

С ребятами старшего возраста для природных зон нашего зимнего сада были разработаны паспорта  по уходу и содержанию растений. С помощью условных обозначений на них показано (особенно это важно для младших, средних возрастных групп), чем удивительны эти растения, и как за ними надо ухаживать.

Живой уголок. На фоне причудливых мозаик и деревянных скульптур, растений и животных дети познают все многообразие и красоту окружающего мира, знакомятся с обитателями Живого уголка: степной и морской черепахами, морской свинкой, волнистыми попугаями, рыбками, игуаной, и «домашними» животными: кроликом и хомяком. 

 


Животный мир зимнего сада

 Млекопитающие

1.Кролики.

Львиноголовый кролик-порода декоративных кроликов, выведенная в Бельгии. Голова покрыта длинной шерстью, тело коренастое, ушки короткие. Цвет меха может быть любым. Эти кролики чистоплотны, легкообучаемы и просты в содержании.

2.Морские свинки.

Представлены породой «Шелти или Силки». Родина-Южная Америка. Шерсть мягкая, растёт по направлению к хвосту. Это растительноядные животные, живут в норах. Продолжительность жизни 6-8 лет. Просты в содержании, легко приручаются, отзываются на кличку. Крепкие семьянины. Нельзя купать!

Птицы

1.Волнистые попугайчики.

Родина-Австралия. Хорошо летают и лазают по деревьям. Питание-семена трав, почки и молодые побеги, изредка-насекомые. Легко разводятся в неволе.

2.Попугаи Корелла.

Родина-Австралия. Средний размер -35см, вес-120грамм. Они очень удобны для содержания. Дружелюбны. Питание-зерновой корм + минералы, листья, ботва морковки. Опасны для них сквозняки и перепады температур.

3.Канарейки.

Родин а- Канарские острова. Содержат за красивое мелодичное пение. Питание: семена трав, зелень, яичный корм. Птенцов выкармливают оба родителя. 

Пресмыкающиеся

1.Степная черепаха.

Наземное растительноядное холоднокровное животное. Водится в южных районах нашей страны. Растут медленно (на 10-м году становятся взрослыми). Живут 40-50 лет.

2.Болотная черепаха.

Водное хищное животное. Обитает в средней полосе России и на юге. Быстро бегает, хорошо плавает. Активны днём, ночью спят. Живут 20-30 лет. Питается мелкими водными обитателями (или кусочки мяса).

Рыбы

1.Золотая рыбка (вуалехвост).

Особь крупная, яркая, медленно плавает. Не боится человека. Нужен большой аквариум с температурой 20 градусов. Чётко выражены декоративные качества.
 

 


Растительный мир

Самой увлекательной совместной деятельностью является уход за растениями.

Цель: На основании имеющегося видового разнообразия дети могут наблюдать за растениями, сравнивать их между собой, ухаживать за ними, понимать их пользу и ценность.

Видовое разнообразие растений.

Цель: познакомить с разнообразием комнатных растений.

Оборудование и материалы:

Растения в уголке природы разнообразны по внешнему виду и строению и безопасны для детей. Они представлены следующими видами и особенностями:

Название растения

Особенность

Условия произрастания и ухода

Сансивьера

(«Щучий хвост»)

Красивые пёстрые мясистые листья. Лекарственное растение.

Выносливое растение, нуждается в притенении, умеренном поливе.

Зигокактус

(«Декабрист»)

Красивоцветущее. Необычные по форме листья и стебель.

Любит яркий рассеянный свет, не переносит перемещений, умеренный полив и регулярное опрыскивание.

Филодендрон стоповидный

Лиана. Красивые блестящие, разрезанные листья.

Не любит сквозняков. Любит полутень, умеренный полив и регулярное опрыскивание.

Хлорофитум хохлатый

Пёстрые листья, «живородящее». Лекарственное растение.

Любит влагу, притенение. Неприхотлив.

Сингониум

Вьющееся растение. Пёстрые, разрезанные листья.

Любит полутень, тепло, опрыскивание. Не переносит переувлажнения.

Пеперомия

Листья мясистые, гладкие, блестящие. Необычные цветки.

Теневыносливые растения. Любит умеренный полив и опрыскивание.

 

В нашем саду в целях своевременного и правильного ухода за каждым растением на их кашпо с помощью условных обозначений нанесены правила ухода за каждым и ценность для человека.

Предметы по уходу за растениями.

Цель: сформировать первоначальные навыки и умения по уходу за растениями, приучить к прилежанию и ответственности за результат трудовой деятельности.

Дети любят поливать, опрыскивать растения, протирать листочки, рыхлить почву. Каждому виду деятельности предназначены свои предметы ухода, инструменты для «обслуживания» растений, которые дети охотно используют в уголке природы.

Вид деятельности

Предметы по уходу

1.Полив

Леечки небольшие по размеру, салфетки.

2.Рыхление почвы

Деревянные палочки (не повредить корни), подставка под кашпо. (Хранение в закрытых ёмкостях).

3.Опрыскивание

Пульверизатор небольшой по размеру.

4.Протирание листочков

Губки, мягкие салфетки, кисточки (влажные и сухие), зубные щётки(детские). (Хранение в закрытых ёмкостях).

5.Пересадка, перевалка, посадка новых растений (с участием воспитателя, дети наблюдают).

Лопаточки, грабельки по уходу за комнатными растениями, кашпо и другие ёмкости, керамзит. (Хранение в закрытых ёмкостях).

6.Подкормка растений (выполняет только воспитатель, дети наблюдают).

Удобрение, ёмкость для разведения удобрения нужной концентрации. (Хранение в закрытых ёмкостях).

 

Трудовая часть уголка природы оборудована спецодеждой для детей, занимающихся деятельностью по уходу за растениями: фартучки, влажные салфетки.

Параллельно дети учатся разговаривать с растениями, сопереживать любым потерям. У нас есть в «детский садик», где мы выращиваем новые растения из сломанных побегов, «отпавших» частей растений.




Предметно-развивающая экологическая среда групп

«Уголок природы»

Самым распространённым экологическим пространством как формой организации зелёной зоны в детском саду являются групповые уголки природы.

В  группе выбрается функционально-значимое место для уголка природы. Это хорошо освещённое пространство, со свободным доступом для трудовой деятельности, эстетически вписываемое в антураж групповой комнаты.

Цель уголка природы - это возможность ежедневного сосуществования ребёнка с объектами природы в разных видах и методах экологической деятельности и познания.

Задачи для небольшого пространства, занимаемого природной средой, целенаправленны и многофункциональны:

Познавательное развитие: сформировать первоначальные знания детей о природе, развивать мыслительные способности (память, логику, внимание, наблюдательность и т.д.).

Художественно-эстетическое: развивать умение ребёнка видеть красоту природы, совмещать с творческими способностями.

Воспитательное: сформировать эмоционально-положительное, нравственное отношение к природе (бережливость, заботливость, внимательность, любовь к родной природе).

Трудовое: сформировать первоначальные практические трудовые умения и навыки по уходу за растениями, ответственность за результат деятельности.

Здоровьесберегающее: создать экологически благоприятный климат в группе: увлажнение и обогащение кислородом, поглощение из воздуха вредных веществ. Наличие лекарственных растений.

 



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени
625031 Тюменская область, город Тюмень, проезд Шаимский,18а
Телефон: 8 (3452) 47-05-26
Эл. почта: madou172@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: