Версия для слабовидящих

Педагогический опыт работы "Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста"

  вт., 24.10.2017


Предметно-развивающая экологическая среда группы


«Уголок природы»

Самым распространённым экологическим пространством как формой организации зелёной зоны в детском саду являются групповые уголки природы.

В нашей группе выбрали функционально-значимое место для уголка природы. Это хорошо освещённое пространство, со свободным доступом для трудовой деятельности, эстетически вписываемое в антураж групповой комнаты.

Цель уголка природы - это возможность ежедневного сосуществования ребёнка с объектами природы в разных видах и методах экологической деятельности и познания.

Задачи для небольшого пространства, занимаемого природной средой, целенаправленны и многофункциональны:

Познавательное развитие: сформировать первоначальные знания детей о природе, развивать мыслительные способности (память, логику, внимание, наблюдательность и т.д.).

Художественно-эстетическое: развивать умение ребёнка видеть красоту природы, совмещать с творческими способностями.

Воспитательное: сформировать эмоционально-положительное, нравственное отношение к природе (бережливость, заботливость, внимательность, любовь к родной природе).

Трудовое: сформировать первоначальные практические трудовые умения и навыки по уходу за растениями, ответственность за результат деятельности.

Здоровьесберегающее: создать экологически благоприятный климат в группе: увлажнение и обогащение кислородом, поглощение из воздуха вредных веществ. Наличие лекарственных растений.

Уголок природы для младшего дошкольного возраста содержит в большей степени наблюдательные стороны экологического воспитания, хотя стремление детей к первоначальной самостоятельности (именно в этом возрасте) позволяет всесторонне организовать взаимодействие «ребёнок – воспитатель – объект природы».




1.Растительный мир.

Самой увлекательной совместной деятельностью является работа в уголке природы с растениями.

Цель: На основании имеющегося видового разнообразия дети могут наблюдать за растениями, сравнивать их между собой, ухаживать за ними, понимать их пользу и ценность.

Видовое разнообразие растений.

Цель: познакомить с разнообразием комнатных растений.

Оборудование и материалы:

Растения в уголке природы разнообразны по внешнему виду и строению и безопасны для детей. Они представлены следующими видами и особенностями:

Название растения

Особенность

Условия произрастания и ухода

Сансивьера

(«Щучий хвост»)

Красивые пёстрые мясистые листья. Лекарственное растение.

Выносливое растение, нуждается в притенении, умеренном поливе.

Зигокактус

(«Декабрист»)

Красивоцветущее. Необычные по форме листья и стебель.

Любит яркий рассеянный свет, не переносит перемещений, умеренный полив и регулярное опрыскивание.

Филодендрон стоповидный

Лиана. Красивые блестящие, разрезанные листья.

Не любит сквозняков. Любит полутень, умеренный полив и регулярное опрыскивание.

Хлорофитум хохлатый

Пёстрые листья, «живородящее». Лекарственное растение.

Любит влагу, притенение. Неприхотлив.

Сингониум

Вьющееся растение. Пёстрые, разрезанные листья.

Любит полутень, тепло, опрыскивание. Не переносит переувлажнения.

Пеперомия

Листья мясистые, гладкие, блестящие. Необычные цветки.

Теневыносливые растения. Любит умеренный полив и опрыскивание.

 

В нашем уголке природы в целяхсвоевременного и правильного ухода за каждым растением на их кашпо с помощью условных обозначений нанесены правила ухода за каждым и ценность для человека.

Предметы по уходу за растениями.

Цель: сформировать первоначальные навыки и умения по уходу за растениями, приучить к прилежанию и ответственности за результат трудовой деятельности.

Дети любят поливать, опрыскивать растения, протирать листочки, рыхлить почву. Каждому виду деятельности предназначены свои предметы ухода, инструменты для «обслуживания» растений, которые дети охотно используют в уголке природы.

Вид деятельности

Предметы по уходу

1.Полив

Леечки небольшие по размеру, салфетки.

2.Рыхление почвы

Деревянные палочки (не повредить корни), подставка под кашпо. (Хранение в закрытых ёмкостях).

3.Опрыскивание

Пульверизатор небольшой по размеру.

4.Протирание листочков

Губки, мягкие салфетки, кисточки (влажные и сухие), зубные щётки(детские). (Хранение в закрытых ёмкостях).

5.Пересадка, перевалка, посадка новых растений (с участием воспитателя, дети наблюдают).

Лопаточки, грабельки по уходу за комнатными растениями, кашпо и другие ёмкости, керамзит. (Хранение в закрытых ёмкостях).

6.Подкормка растений (выполняет только воспитатель, дети наблюдают).

Удобрение, ёмкость для разведения удобрения нужной концентрации. (Хранение в закрытых ёмкостях).

 

Трудовая часть уголка природы оборудована спецодеждой для детей, занимающихся деятельностью по уходу за растениями: фартучки, влажные салфетки.

Параллельно дети учатся разговаривать с растениями, сопереживать любым потерям. У нас есть в уголке природы «детский садик», где мы выращиваем новые растения из сломанных побегов, «отпавших» частей растений.

Экспанаты «Уголка природы»

Цель: сформировать интерес к окружающему миру, развивать художественно-эстетические способности, познавательно-исследовательскую деятельность.

Оборудование и материалы:

-букеты цветов по сезонам года;

-гербарии и икебаны;

-муляжи овощей и фруктов, животных;

-поделки из природного материала с участием родителей;

-набор картинок с изображением растений, животных;

-альбомы на темы: «Времена года», «Животные из Красной книги России», «Природа родного края», «Деревья уникальные и полезные»;

-книги с иллюстрациями животных и растений;

-дидактические игры разной направленности.

                             


В уголке природы есть пространство, специально отведённое для тематических коллекций объектов живой и неживой природы. Экспонаты меняются периодически, учитываются, в первую очередь, интересы детей.

Цель:  познакомить с видовым разнообразием природы и окружающей среды, научить сравнивать, выделять необычные, уникальные объекты. Развить желание коллекционировать, систематизировать накопленный материал.

Коллекции объектов живой природы:  ракушек, шишек, веточек деревьев, мехов, насекомых, лекарственных трав и др.

Коллекции объектов неживой природы: морской соли, природных компонентов (песок, глина, почва, камни и т.д.), полезных ископаемых и минералов и др.

Коллекции предметов человеческой деятельности:  глобусов, карт топографических, керамических игрушек, тканей, пишущих предметов, компасов и др.

Самый объёмно – значимый компонент нашего уголка природы – это календарь наблюдений.

Цель: научить определять параметры погоды каждый день, отмечать в календаре природы показатели её состояния.

Оборудование и материалы:

 - тематическиедиаграммы в виде рисунковс показателями: сезоны года по месяцам, день недели и число, осадки, явления природы, облачность, ветер, температурный фон (показания выбираются с помощью стрелок);

- картинки на стене с уникальными явлениями природы, характерными для нашего региона;

- картонная кукла Даша (в начале каждой недели ребята проверяют одежду, переодевают по погоде бумажную куклу Дашу).

 В целях углубления научно-познавательной экологической деятельности  создана лаборатория «Юный учёный»

 Центр игр с водой и песком

Цель: Познакомить со свойствами природных компонентов, научиться проводить элементарные опыты, развивать сенсорное восприятие и мелкую моторику рук.

 

1.Игры с песком: сухим и влажным

Цель: Изучить свойства песка, развить умение владеть своими руками, ориентироваться в пространстве, снять эмоциональное напряжение и агрессию.

  Игра «Рисование на сухом песке стекляшками».

Цель: научить рисовать на песке предметы окружающего мира, объяснять их назначение и место в природе.

Оборудование и материалы: песок сухой, поднос, «стекляшки» разной геометрической формы, цвета и размера, палочки для рисования, кисточки и т.д.

Ход игры: насыпается на поднос песок, выравнивается по поверхности и по задумке воспитателя или ребёнка рисуются любые доступные для понимания ребёнка предметы, объекты живой и неживой природы. Далее выкладывается рисунок стекляшками разного цвета и формы (для изготовления стекляшек тоже используется песок). В результате получатся объёмный и красочный рисунок. Рисование сопровождается рассказами, сказками, стихотворениями, научными интересными фактами и т.д.

 

Игра «Рисование песком по контуру»

Цель: научить рисовать песком по поверхности, познакомить со свойством-сыпучесть, развивать моторику и воображение.

Оборудование и материалы: песок сухой, поднос, конус с дырочкой, «стекляшки» разной геометрической формы, цвета и размера.

Ход игры: дети выкладывают из «стекляшек» сюжет или объект живой или неживой природы, затем набирают в кулачок или в конус с дырочкой песок и обводят получившуюся картинку песком. Рисование сопровождается рассказами, сказками, стихотворениями, научными интересными фактами и т.д.

 

Игра «В поисках сокровища»

Цель: научить аккуратно использовать песок в игровой деятельности, ориентироваться в пространстве, развивать мышление, внимание, воображение.

Оборудование и материалы: песок сухой, «стекляшки» разной геометрической формы, цвета и размера.

Ход игры:

В песок в разные места закапываются стекляшки. Детям предлагается их найти, используя кулачок, один пальчик, кисточку, палочку с помощью наводящих подсказок: «выше-ниже», «правее-левее», «тепло-холодно» и т.д.

 

Игра «Моделирование на песке»

Цель: научить создавать небольшие модели ситуационных объектов, экосистем, развивать монологическую речь,мышление и воображение.

Оборудование и материалы: песок сухой, игрушки, природный и бросовый материал, «стекляшки» разной геометрической формы, цвета и размера.

Ход игры: на песке создаются модели разных систем: например, зоопарк, сад, огород, лес, город и т.д. Далее с помощью стекляшек ребёнок выкладывает маршрут своего путешествия, сопровождая словами «Сейчас я пойду к ….; пойду от и до….» и т.д.

 

Игра «Следы на Марсе»

Цель: изучить свойства влажного песка, закрепить умение ориентироваться в пространстве, развивать воображение и мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: влажный песок, поднос, пищевой краситель красного цвета, «стекляшки» разной геометрической формы, цвета и размера.

Ход игры: детям предлагается «слетать на Марс». Из мокрого песка формируется пейзаж «марсианский»: в мокрый песок добавляется пищевой краситель, дети формируют «возвышенности и низменности». Далее выбирается звездолёт из стекляшек, и дети путешествуют по планете, прячутся за неровностями рельефа, оставляя при этом причудливые узоры на песке отпечатками «стекляшек».

2. Игры с водой

Цель: изучить свойства воды, развить тактильные ощущения, воображение, снять эмоциональное напряжение, закаливать ребёнка в комнатных условиях.

Игра «Путешествие в подводном царстве»

Цель: познакомить со свойствами воды  – жидкость, прозрачность; закрепить умение ориентироваться в пространстве, аккуратность в играх с водой.

Оборудование и материалы: ёмкость с водой, игрушки, «стекляшки» разной геометрической формы, цвета и размера, непромокаемые скатерть и фартуки.

Ход игры: под водой на дне ёмкости дети выстраивают город (из предметов, которые тонут). Воспитатель предлагает попутешествовать по подводному городу: маршрут прокладывается из стекляшек круглой формы, а подводные лодки и батискафы выбираются из стекляшек прямоугольной формы. В путешествии предлагаются стоянки, догнать или найти корабль своего друга и т.д.

Данные игры со стеклянными предметами разной геометрической формы очень увлекают детей. Занятия выходят за рамки отведённого времени. Огромный эффект наблюдается и с психологической стороны: капризные дети быстро успокаиваются, гиперактивные становятся спокойнее и усидчивее…

«Огород на подоконнике»,  каждый год в середине зимы у нас появляется мини огород наподоконнике, который позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста  и  условиями роста растений. Изменения, происходящие с растениями, фиксируются в мини сказку с помощью иллюстраций и фотографий (например, «Луковое семейство и все, все, все…»).

Цель: сформировать представления детей о разных периодах вегетации растений, условий произрастания и ухода за ними, пользе витаминов.

Оборудование и материалы: ёмкости разного объема для посадки растений, почва, семена растений (2-3 вида),  предметы по уходу за «огородом»: леечки, палочки для рыхления, пульверизатор, фартучки, салфетки, элементы декора.Огород на подоконнике яркий, «живой», сказочный. Вызывает у детей спектр положительных эмоций и воспоминаний.


Воспитатель Кутузова Марина Юрьевна

 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени
625031 Тюменская область, город Тюмень, проезд Шаимский,18а
Телефон: 8 (3452) 47-05-26
Эл. почта: madou172@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: