8 февраля - День науки, замечательный повод примерить на себя роль исследователя. Дети по сути своей открыватели, познающие окружающий мир, детское любопытство не знает границ. Хотя вода вещество, окружающее человека с самого рождения, интересные свойства воды детям еще не до конца ясны. Наше исследование началось с определения основных физических свойств:
- прозрачность, опускали предметы в воду в прозрачном сосуде;
- отсутствие запаха, каждый ребенок понюхал жидкость;
-текучесть, переливали в разные емкости, в квадратный и цилиндрический сосуд;
-отсутствие цвета, добавляли краситель, вода принимала цвет краски;
-3 вида физического состояния вещества -газообразное « пар»( нагревали воду в чайнике), жидкое и твердое ( сравнивали снег и лед);
- отсутствие вкуса, пробовали простую воду и напиток.
Изучение свойств воды продолжилось с помощью экспериментов. Нагревали воду, в горячую воду опускали кусочки льда и снега, пронаблюдали за скоростью таяния, и сделали выводы, что лед более тверд, чем снег, поэтому таял медленнее. Измерили температуру воды и увидели, что с добавлением снега и льда, она стала холоднее, что можно даже потрогать воду, она теплая.
Самым интересным занятием для детей оказалось смешивание цветов, нахождение оттенков, детям была представлена карта цветов, и возможность самому найти оттенки, опытным путем дети увидели, что результаты экспериментов не всегда предсказуемы, что исследователи идут путем проб и ошибок. Не всегда получались требуемые оттенки, дети решили, что причина в несоблюдении пропорций. Самые ценные выводы, это те, которые ребенок сделал сам! Занятие со смешиванием цветов поглотило ребят и доставило немало удовольствия.
Следующим этапом было измерение объема разных сосудов цилиндрической формы, практическим путем переливания узнали вместимость мензурок.
А напоследок, узнали, почему же вода волшебница, ведь она основа всего живого на нашей планете. Посадили тыквенную семечку в горшок и полили водой, будем наблюдать на нашем подоконнике за ростом растения.
Восторг вызвал эксперимент «Вулкан», где дети увидели реакцию нейтрализации двух веществ: уксусной кислоты и соды, растворенной в воде.
«Сила воды»- бумага удерживает воду в перевернутом стакане, пронаблюдали прямое следствие разницы атмосферного давления в стакане и вне его, также дети увидели процесс разгерметизации сосуда, вода вылилась при намокании воды.
«Дырявый пакет»- пакет с разноцветной водой проткнули острозаточенными карандашами, при этом вода осталась внутри. По этому опыту дети смогли сами сформулировать выводы о том, что пакет сделан из полиэтилена. Полиэтилен очень пластичный материал, когда мы протыкаем полиэтиленовый пакет остро заточенными цветными карандашами, полиэтилен легко растягивается и как – бы обтягивает карандаш, не давая воде вытекать через образовавшееся отверстие.
Такая исследовательская деятельность стимулирует познавательную активность детей и развивает детскую любознательность. Наука-это интересно!