…Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться.
В.А.Сухомлинский
Что мы знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, шаловливее. Они действуют осознано и всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит за всеми этими действиями? Нам кажется, что дети просто забавляются со своими ручками, а они тем временем активно познают мир и ... умнеют. Поэтому, чем больше внимания мы уделяем кистям ребёнка, тем активнее у него развивается мозг и речь. Ведь ум ребёнка сосредоточен именно на кончиках пальцев!
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому детям раннего возраста очень полезно играть в веселые и забавные пальчиковые игры. Пальчиковые игры-потешки всегда были любимы детьми. Появившись в далёкой древности, они дошли до наших дней почти без изменений, например: «Сорока - белобока» или «Коза рогатая».
Работу по развитию мелкой моторики мы начинаем с раннего возраста, с прихода ребёнка в детский сад.
Мы предлагаем малышам:
- различные игры с пальчиками, массаж ладошек, пальчиков;
- игры с мелкими предметами (бусы, волчки, прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и др.);
- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
- разные виды изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование);
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, кнопок, молний, одевание и раздевание и др
Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы действия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и упражнениям.
Игры и упражнения помогают нашим дошколятам совладать со своими не всегда послушными пальчиками, развить координацию и точность движения рук. И ещё, это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию.
Иванова Марина Сергеевна