В общении с ребенком есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку. Они помогают педагогам и родителям устанавливать с детьми отношения взаимного уважения и доверия.
Правило 1
Слушая ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы «убьете» сразу трех «зайцев»:
Ребенок убедится, что вы его слышите;
Ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
Ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Правило 2
Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3
Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, погладьте по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4
Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Тон не должен быть насмешливым. У вас не может быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5
Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…».
Педагог - психолог Пинигина Ирина Александровна