Версия для слабовидящих

Заикание у дошкольников

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи (темпа, ритма и плавности устной речи), обусловленное судорожным состоянием мышц.

Причины заикания:

1. Предрасполагающие.
- невропатическая отягощённость родителей,
- невропатическая отягощённость самого заикающегося (энурезы, ночные страхи, повышенная раздражительность, гипервозбудимость и другие невротические проявления),
- конституциональная предрасположенность (заболевания вегетативно-сосудистой системы, повышенная ранимость),
- наследственная отягощённость (заикание развивается на почве врождённой слабости речевого аппарата),
- поражение головного мозга.
2. Производящие.
- физическая ослабленность ребёнка,
- ускоренное развитие связной речи (3-4 год),
- скрытая психологическая ущемлённость (физические наказания, забитость и т.д.),
- недостаточность положительных эмоциональных контактов,
- недостаточное развитие моторики, чувства ритма,
- переучивание леворуких детей.
Предрасполагающие причины являются как бы почвенной основой заикания, а производящие – толчками к появлению заикания.

Формы заикания:

1. Невротическая форма.
В период беременности, родов патологии не выявляются. 
Причины: испуг, хроническая или психическая травма. 
Возникает остро, в возрасте 2-6 лет. 
Развитие речи имеет свои особенности: нередко отмечается раннее появление речи. Фразовая речь появляется уже к 16-18 месяцам жизни. (Нормой формирования элементарной фразовой речи (2-3 слова в предложении) считается возраст 2 – 2,5 года.) В короткий промежуток времени (2-3 месяца) ребёнок начинает говорить развёрнутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных грамматических конструкций, темп речи часто ускорен (ребёнок подражает взрослому, хочет также быстро говорить). Ребёнок как бы “захлёбывается речью”, не договаривает, “проглатывает” слова, предлоги. 
У такого ребёнка яркая впечатлительность, могут наблюдаться страхи, невротический энурез, плаксивость, нетерпеливость. 
Итак, невротическая форма заикания возникает остро на фоне стремительно развивающейся фразовой речи после перенесённой психической травмы.
Невротическая форма заикания у некоторых детей развивается в результате активного введения в общение второго языка (от 1,5 до 2,5 лет). Дети в силу возраста не овладели родным языком, другой язык требует дополнительных сил, психического напряжения.

2. Неврозоподобная форма.
В период беременности, родов отмечаются патологии: тяжёлый токсикоз, угроза выкидыша, асфиксия и другие. 
Чаще всего возникает в период 3-4 лет постепенно без видимых причин. 
Для ребёнка характерно беспокойство, крикливость, он плохо спит, его физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы, либо с небольшой задержкой. Он отличается от здоровых детей плохой координацией движения, моторной неловкостью. У него повышенная истощаемость, утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Его внимание неустойчиво, он быстро отвлекается.
Особенно яркие отличия от нормы проявляются в речевом развитии. Так, первые слова появляются к 1,5 годам (норма – к концу 1 года жизни), элементарная фразовая речь к 3,5-4 годам (норма – к 2-2,5 годам). Отмечаются полиморфные (более 4 звуков) нарушения звукопроизношения, медленное накопление словаря. Начало заикания совпадает с периодом позднего формирования элементарной фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года.
Итак, неврозоподобная форма заикания возникает постепенно, совпадает с более поздним появлением фразовой речи (в 3-4 года) и не зависит от психотравмирующей ситуацией

Степени заикания:

Лёгкая степень – ребёнок заикается лишь в возбуждённом состоянии или при стремлении быстро высказаться, в спокойной обстановке, дома не заикается.
Средняя степень – в спокойной, знакомой обстановке проявляется незначительное заикание, в эмоциональном состоянии – сильное заикание.
Тяжёлая степень – заикается в течение всей речи постоянно с сопутствующими движениями.


 

Родителям на заметку!

- В случае появления заикания необходимо срочно обратиться к специалистам: невропатологу, логопеду, психологу.
- Только комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие поможет устранить или ослабить речевые судороги, а также сопутствующие расстройства дыхания, голоса, моторики, речи, оздоровить весь организм, нервную систему, избавить ребёнка от неправильного отношения к своему речевому дефекту.
- Если от момента заикания до момента обнаружения заикания прошло от нескольких дней до 2-3 недель (максимум до 1-2 месяцев) необходимо ввести режим молчания, т.е. прекратить контакт с окружающими, отвлечь ребёнка от речи, исключить всевозможные раздражители (телевизор, магнитофон, радио и т.д.). Занять ребёнка можно рисованием, лепкой, аппликацией, настольно-печатными играми, не требующими речевой активности. 
- Если заикание продолжалось свыше 2 месяцев, режим молчания вреден, так как ребёнок сосредоточен на своем дефекте. Вместо режима молчания вводится режим ограничения речи. В детский сад водить ребёнка не рекомендуется.
- В любом случае необходима помощь специалистов, а также речь окружающих должна быть спокойной, медленной, тихой.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени
625031 Тюменская область, город Тюмень, проезд Шаимский,18а
Телефон: 8 (3452) 47-05-26
Эл. почта: madou172@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: