Версия для слабовидящих

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

  пт., 31.01.2020

            Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.
           К моменту поступления ребенка в школу, родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника. Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития.

            Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

          Особые критерии готовности к школьному обучению  предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их.

    1. Звуковая сторона.

       У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков.

    2. Сформированность фонематических процессов.

а)Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы

      -умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости-мягкости (банка – белка), свистящие – шипящие (сок – шок), слова, отличающиеся одним звуком.

б) Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова:

-уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет);

-уметь  выделять первый и последний звук в словах;

 -уметь определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове.

 -уметь определять количество слогов в слове. Ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

   3. Словарный запас должен соответствовать возрасту.

Словарь ребенка до 3500 слов. Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных.

   4. Грамматически правильно оформленная речь.

            Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования 

(стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса - ананасовый),

          Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист – листья, много карандашей, пней, лис),

           Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто),

           Правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо),

            Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева),

 

     5.  Связная речь

Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта.

Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

6. Мелкая моторика.

          Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова. Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках в дошкольном детстве не подразумевает  должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать этого, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Для этого можно обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнять движения с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Необходимо  учить ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание.

                   

  Рекомендации и советы  родителям:

         Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.

- создайте в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

 - проводите целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

 - не ругайте ребенка за неправильную речь;

 - ненавязчиво исправляйте неправильное произношение;

 - не заостряйте внимание на запинках и повторах слогов и слов;

           - осуществляйте позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

              Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

 1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

 2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

              Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

            В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

            Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

            И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.

   



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени
625031 Тюменская область, город Тюмень, проезд Шаимский,18а
Телефон: 8 (3452) 47-05-26
Эл. почта: madou172@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: