На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных задач дошкольного образования.
Дошкольный возраст является важным этапом в формировании физического и психического здоровья детей. Главным психологическим новообразованием в данном возрасте является начало произвольности психических процессов и формирование психологической готовности к последующему обучению в школе. В нашем детском саду уделяется повышенное внимание формированию психоэмоционального здоровья дошкольника.
Среди многочисленных методов и средств укрепления психологического здоровья и эмоциональной стабильности воспитанников, на своих занятиях я использую современные здоровьесберегающие технологии: игротерапию, сказкотерапию, куклотерапию, пескотерапию, музыкотерапию, арттерапию, анималотерапию и пр. Применение перечисленных типов психокоррекционной работы оказывают положительное воздействие на психическое и эмоциональное развитие ребенка-дошкольника.
В преддверии Всемирного дня защиты домашних животных, который празднуется 30 ноября, мне бы хотелось поделиться с вами одним из методов своей работы с дошкольниками. Что же такое Анималотерапия?
Анималотерапия (зоотерапия, петтерапия) – это метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). С помощью анималотерапии ребенок может легко преодолеть свои страхи, чувство возникающего одиночества, замкнутость детей, агрессивность к окружающему миру и себе, чувство беспомощности.
Болис Левинсон обнаружил, что применение анималотерапии оправдано даже в случаях с детьми, которые страдают аутизмом и шизофренией. Катчер А. и Уилкинс Ф. установили, что гиперактивные дети и дети с поведенческими нарушениями в результате анималотерапии становились более спокойными, менее возбудимыми и менее агрессивными, лучше сотрудничали с психологом, начинали лучше учиться и приобретали способность управлять своим поведением.
Использование анималотерапии в работе с детьми не ставит перед собой цель вмешательства в жизненный сценарий ребенка. Главная задача использования анималотерапии – это максимально полное раскрытие дополнительных возможностей ребенка: в его поведении, личности, психическом и социальном развитии. Анималотерапия позволяет максимально приспособиться ребенку к новым условиям жизни, при адаптации и научится сбалансированному взаимодействию с окружающим миром. Наблюдать за поведением животного, играть с ним, ухаживать – очень познавательно для маленького человека. Это, по сути, его первое знакомство с миром животных. Ребенок станет более добрым и заботливым, научится общаться.
Дети рядом с нашими питомцами, учатся ответственности. А как же иначе? Ведь за попугаями, хомячками, кроликами и рыбками необходимо каждый день ухаживать, кормить и убирать за ними. Дети с удовольствием помогают взрослым.
Наблюдение за плавными движениями разноцветных рыбок в аквариуме успокаивают непоседливых малышей, лечат от испуга.
Пение птиц, у нас в живом уголке, помогают избавиться от головных болей, расслабиться и улучшить настроение.
А от общения с черепахами и кроликами наши детки в восторге, трогая пальчиками их панцирь или пушистую шёрстку развиваются тактильные ощущения, укрепляется уверенность в себе.
На занятиях с детьми использую не только животных, но и их образы, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.
Значение влияния животных на развитие дошкольников очевидно.
Мы не одни на этой планете,
Земля — наша мать, а мы — ее дети,
Животные тоже наша семья,
Они — братья меньшие, людям друзья,
Так пусть же повсюду птицы поют,
И рядом животные мирно живут,
И чтоб не исчезла с Земли красота,
Мы охранять ее будем всегда!
Педагог-психолог Пинигина Ирина Александровна