Версия для слабовидящих

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя

  пт., 01.12.2017


Если сегодня мы будем учить так,

как учили вчера, мы украдем

у наших детей завтра.

Джон Дьюи

 

Сегодня информатизация – это один из основных путей модернизации системы образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. 

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности педагог должен не только уметь пользоваться компьютером, интернет-ресурсами и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей. 

Использование педагогом ИКТ в работе:

  • Стимулирует развитию детской познавательной активности;
  • Повышает качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка (по-новому использовать на занятиях музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники);
  • Обогащает методические возможности занятия музыки, придать ему современный уровень;
  • Помогает активизации творческого потенциала ребенка;
  • Способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре.
  •  Способствует личностному и профессиональному росту педагогов.

Применение технических средств ИКТ помогают решить ряд задач:

  • Сделать образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к обучению.
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Сделать музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические - реализация на практике индивидуализации обучения детей обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС дошкольного образования Технические средства ИКТ.

Технические средства ИКТ

  • компьютер, ноутбук, планшет
  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска
  • магнитофон, видеоплеер
  • телевизор
  • принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера
  • микшерский пульт, звуковая карта, микрофоны
  • синтезатор ,медийная клавиатура

 

Использование ИКТ в непосредственно образовательной деятельности можем разделить на разделы по основным видам музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые, или создаю сама, или нахожу в интернете. Это обогащает процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение.

Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.


Многие из материалов размещаю в своей группе в социальной сети «ВКонтакте»  «Музыкальный руководитель - волшебник», чтобы родители смотрели и слушали вместе с детьми.


Раздел «Пение»

Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись.

Для лучшего запоминания текста, создаю презентации, в которых использую мнемотехнику.

А также применяю презентации для развития голоса, дыхания, активно использую артикуляционную гимнастику в сопровождении видеоряда. Дети учатся управлять своим голосом с помощью упражнений, следуя за схематическим изображением мелодии на экране.




В разделе «Музыкально-ритмические движения» реализую такую форму как просмотр видео танца и затем постепенное проучивание, а также использование мнемотехники в запоминании последовательности движений.




Раздел «Музыкально-дидактические игры»

Всем известно, что основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.


Использую в форме викторины с целью закрепления знаний детей, а также в целях диагностики.

Тестовые задания создаю сама в понятной для дошкольников игровой форме.

С помощью интерактивной доски, дети сами отвечают на вопросы, решают поставленные задачи. И, надо сказать, делают это с огромным удовольствием.

 

Раздел «Игра на музыкальных инструментах»

При обучении игре на детских музыкальных инструментах я использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению. Зачастую использую материал который малодоступен детям.

             


Для того, чтобы облегчить процесс исполнения детьми того или иного музыкального произведения, вовремя вступить нужному инструменту, создаю специальный видеоряд, где на экране изображен тот музыкальный инструмент, который должен играть в данный момент.

 

И конечно мы просматриваем мультфильмы с классической музыкой

  • «Детский альбом» режиссер И.Ковалевская. В мультфильме представлены некоторые пьесы из «Детского альбома». В нем нет слов, но дети смотрят с огромным интересом. Очень интересен замысел мультфильма, объединивший разные пьесы гениального композитора.
  • «Гномы и горный король» режиссер И.Ковалевская. Мультфильм- фантазия на музыку Э.Грига. Мультфильм тоже без слов и очень хорошо развивает фантазию детей.
  • «Фантазия 2000» У.Дисней, яркий и красочный мультфильм на классическую музыку композиторов разных эпох. Это как бы несколько мультфильмов в одном мультфильме.
  • «Петя и волк», режиссер И.Медведева. Замечательный мультфильм с музыкой С.Прокофьева, которая знакомит детей с симфонической формой. Также хочу посоветовать фильм 1976 г. «Петя и волк», режиссера Г,Бабушкина, где сказка представлена в виде спектакля.
  • «Снегурочка», режиссер А.Снежкоблоцкая, по мотивам оперы Римского- Корсакова «Снегурочка». Мультфильм для старших дошкольников, знакомит детей с жанром оперы.
  • «Сказки старого пианино» Е.Петкевич, мультфильм, рассказывающий о великих композиторах и многие другие.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей.

Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое.

Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы.

На праздниках и развлечениях использую видеопрезентации в нескольких направлениях.

  • Первое-это анимационный фон. Включаю видеоролики для создания праздничной атмосферы. Зачастую это требует большой предварительной работы. Например, на День Матери я заранее собирала фотографии мам с детьми. Получился очень трогательный видеоролик, который понравился всем.
  • Другое направление- это когда видеопрезентация становится частью сюжетной линии. Очень часто на праздниках и досугах к детям с экрана обращаются мульт-герои с какой-либо просьбой, Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение.
  • Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, и т. д.
  • Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника.
  • На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. С помощью мультимедиа, зрелищно смотрятся такие развлечения с детьми и родителями как «Угадай мелодию».

Хочу напомнить, что при всем разнообразии и многограности ИКТ, необходимо соблюдение санитарно- гигиенических норм при просмотре мультимедийной электронной презентации.

  •  очень важно, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см, изображение было чёткое при создании электронной презентации необходимо определить стиль презентации, подобрать фон, обработать иллюстрации, и конечно самое важное помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка.
  • 5-7 минут в течении занятия.


Всё должно быть в меру!

И несмотря на ИКТ в нашей жизни -  помните, что самое важное и эффективное это живое общение и живая музыка!

 

 

 

 

Музыкальный руководитель Киреевой Э.И.

 

 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени
625031 Тюменская область, город Тюмень, проезд Шаимский,18а
Телефон: 8 (3452) 47-05-26
Эл. почта: madou172@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: