Версия для слабовидящих

Детская лаборатория. Экспериментирование в детском саду.

  вс., 23.10.2016

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!

Дети  — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается им через опыт их  личных ощущений, действий, переживаний. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.     Ребенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у взрослых, из него вырастет исследователь – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить.    

Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление, рассматриваемое в исследованиях психологов и педагогов. В процессе теоретического исследования было выявлено, что детское экспериментирование является ценным средством воспитания умственной активности детей, оно активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

 Задачами экспериментальной деятельности в детском саду являются:

1. Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость) ;

- знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление) ;

2. Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

3. Развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость) ;

4. Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;

5. Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

6. Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

7. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

8. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к изменению как самих действий, так и представлений об окружающих предметах.

В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Начиная экспериментирование уже в средней группе, мы вызываем огромный интерес у детей к познанию окружающего мира. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему? ».

 

Воздух.

Знакомство с экспериментированием мы начали с  изучения  воздуха и его свойств.

Во́здух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов:  кислород, содержащийся в воздухе, в процессе  дыхания поступает в клетки организма, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде, наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно важное значение. О том, какие газы находятся в воздухе, мы узнаем в школе, а в детском саду мы познакомимся со свойствами воздуха.

Опыт 1 «Воздух – невидимка»

Детям было предложено выяснить, есть ли в нашей группе воздух, ведь мы его не видим, не можем почувствовать руками.

 

Чтобы это выяснить ребята положили одну ладошку на грудь и почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.

Затем дети ладошками зажали рот и нос и выяснили, сколько они могут не дышать.


Вывод: воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».

Опыт 2. «Воздух прозрачный»

Если воздух не видим, мы его не можем потрогать руками, можем ли мы его поймать? Для этого эксперимента нам потребовался простой полиэтиленовый пакет.

Его можно сложить в несколько раз. Какой он тоненький! Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.

Вывод: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Как вы думаете, внутри человека воздух есть? Давайте проверим?

Опыт 3.  «Воздух есть внутри нас»

Мы взяли стаканы с водой и соломинки для коктейля. Детки выдували воздух через соломинку в воду. В стакане появились пузырьки воздуха. Это выходил воздух из  лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырьков.

Вывод: Мы дышим воздухом. 

Опыт 4. «Воздух движется»

Чтобы почувствовать движение воздуха мы помахали веером около лица. Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, и дети ощущают лёгкий ветерок.


Движение воздуха можно увидеть и с помощью мыльных пузырей.

Опыт 5. «Воздух не имеет запаха»

Как пахнет воздух? На этот вопрос ребята предлагали разные ответы. На свежем воздухе дышится легко. Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.


Доказать это нам помог простой чеснок. Запах его нравится не всем!

В конце наших экспериментов мы подвели итоги и сделали следующие выводы:

1.Воздух не видим и не имеет цвета.

2. Воздух не имеет своей формы, его нельзя потрогать.

3. Воздух движется и разносит разные запахи.

4. Воздух есть внутри нас, он жизненно необходим – мы дышим воздухом!

На этом исследование воздуха не заканчиваются. У нас еще много вопросов, например, «Есть ли вес у воздуха?», «Можно ли лежать на воздушных шариках?», «Можно ли сжать воздух», «Почему не тонет подводная лодка?» и многое, многое  другое…

 

Воспитатель: Смольникова Марина Федоровна

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени
625031 Тюменская область, город Тюмень, проезд Шаимский,18а
Телефон: 8 (3452) 47-05-26
Эл. почта: madou172@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: