Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Наша задача не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Используя разные формы работы, мы расширяем и обобщаем знания детей о многообразии профессий взрослых. Помогаем понять детям важность и необходимость каждой профессии, формируя интерес к труду взрослых. Привлекаем детей к посильному участию в трудовых действиях и воспитываем у них положительную, эмоциональную отзывчивость на результат своей и общей работы.
Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т.д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Какие же формы работы мы используем? Это беседы: «Какие профессии прячутся в уголках и центрах детского сада?», «Если ты заболел» - рассказ медсестры о своей профессии, ее важности и необходимости в детском саду; «Профессия – повар» - рассказ повара о своей профессии.
Продуктивная деятельность: свободное конструирование на тему «Кафе для кукол», аппликация «Консервируем компот» и прочее.
Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Полезные и вредные продукты», «Угадай на вкус», «Строим дом» и т.д.
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Мы дворники», «Поликлиника», «Парикмахерская» и д.р.
Чтение художественной литературы, просмотр мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок».
Настольно-печатные игры: «Профессии».
Экскурсии в кабинет медицинского работника, на кухню. А также популярные в последнее время интерактивные экскурсии.
Успешное осуществление вышеперечисленных активных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе «Гномики» создана такая среда с учетом специфики возрастной группы детей, которая создает условия для игрового сюжета.
Важно помнить, что испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.
Воспитатель Ягодинская Анна Александровна